Казанская-Преображенская церковь

2

Главное украшения левобережья, притягивающее взоры всех путешествующих по Волге, красное солнышко древнего Романова – это Казанская — Преображенская церковь. Она – одно из главных украшений города, его визитная карточка.

Построенная в 1758 году на месте деревянных церквей, она имела разные названия – Казанская, Никольская, Преображенская. Церковь Казанской иконы Божьей Матери имеет в композиции левобережья доминирующее значение. Она стоит на насыпной, укрепленной валунами площадке, а выше располагается отдельно стоящая колокольня. Вместе с колокольней создается оригинальный пространственный ансамбль. Ступенчатый силуэт его, как бы спадающий вниз по крутому откосу, соединяет городскую застройку с волжским побережьем. Здесь, на пристани, у мола бросали якорь прибывающие в Романов суда. Это был главный въезд в город со стороны реки.

Появлению замечательного храма предшествовала история, тесно связанная с жизнью как романовцев, так и ярославцев. Повествует о ней «Сказание о чудотворной Божией Матери Ярославской Казанской и основании Ярославского Казанского монастыря». Казанский образ Богородицы был привезен в город по велению Пресвятой Девы уроженцем Романова Герасимом в 1588 году из селения Тетюши, что под Казанью. Многие чудеса и исцеления происходили в Романове от Казанской иконы Божией Матери. В честь святого образа романовцы должны были поставить храм, но они не торопились исполнить. Икона Казанской Божьей Матери находилась в деревянной Никольской церкви.

В смутные времена начала XVII века икона попала в руки поляков и была передана в город Ярославль, где она находится в Казанском женском монастыре. Ежегодно в июльские дни из Ярославля совершается в город Тутаев крестный ход с иконой Казанской Божьей Матери.

Казанская церковь представляет собой пятиглавый храм трапезного типа на подклете с галереей и крыльцом на «ползучей арке» с северной стороны. Она – уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из храма и колокольни, возвышающейся, словно маяк, на вершине волжского обрыва. Поражает гениальность архитектурного решения, создающего ощущение изящества, легкости и простоты в сочетании с массивностью и внушительностью сооружения.

Существуют красивые легенды о сооружении Казанской церкви. Одна из них повествует о том, что традиционно на месте строительства церкви устанавливался закладной камень. Мастера-строители установили камень почти на самой вершине волжского откоса, но когда пришли утром, оказалось, что закладной камень скатился почти к самой воде. Строители решили, что, видимо, так Богу угодно и приступили к сооружению храма.

А другая легенда рассказывает, как жители города бросили клич и просили все проплывающие суда положить на волжский берег по камню, да и сами постарались в сборе камней. Пошла по реке Волге молва: кто камень на берегу оставит, тому грехи прощаются, ибо строить храмы – дело богоугодное. За несколько навигаций камней навезли столько, что хватило на укрепление берега Волги, на сооружение двух мощеных булыжникамиспусков к речным причалам, даже часть торговой площади удалось замостить.

По преданию, здесь, у самой воды, когда-то была часовня святителя Николая. А на нижней паперти церкви, по обеим сторонам от входа, в стену вделаны каменные кресты. В особом киоте в церкви находилась икона Николы Чудотворца.

Под каменной колокольней Казанской церкви погребен юродивый Онуфрий, которого очень чтили романовцы с незапамятных времен.

В 1931 году храм был закрыт. В советский период времени в храме находилась спасательная станция, часть здания переоборудована в жилые квартиры. Какой-то период времени в храме размещался пивной завод.

В 1997 году храм передан верующим. 30 апреля 1999 года состоялось в возобновленной Казанской церкви первое венчание.