Крестовоздвиженский собор — патриарх романовских церквей

В окружении земляных валов стоит величественное здание Крестовоздвиженского собора, или просто «старого собора», как писал М. Рапов в своей книге «Каменные сказы». Откуда ни посмотри на собор, он всегда укрыт валами. Храмы — как люди. Есть храмы красавцы и щеголи, как храм Василия Блаженного. Есть храмы-лебеди, легкие и воздушные, как церковь Покрова на Нерли. Есть храмы богатыри, как Илья Муромец. Крестовоздвиженский собор, безусловно, богатырь. Он врос в эту землю, что еще более усиливает его мощь. Грозный часовой древнего городища, коренастый и крепкий, который оставался многие века один, но не покинул свой пост. Крестовоздвиженский собор считается патриархом романовских церквей.

Храм является одной из первых каменных культовых построек. Он был возведён на месте деревянной одноимённой церкви на средства горожан и «доброхотных людей», освящён в 1658 году. Царь Михаил Фёдорович пожертвовал в собор чудотворную икону Тихвинской Божьей Матери. Его отец, царь Алексей Михайлович, выдал на построение храма 100 рублей. На царскую ругу в 100 рублей и деньги, собранные с населения, у северо-западного угла храма была поставлена колокольня. В её облике немало общих черт с московскими колокольнями второй половины 17 века.
Тип постройки строго выдержан в стиле того времени. По плану построек храмы делятся на 12 видов. Крестовоздвиженский собор устроен по второму типу. Основной объём храма вытянут вверх и увенчан мощным пятиглавием. Главы покоятся на световых барабанах, через оконные проёмы которых свет в храм льётся сверху, что подчёркивает высокую идею: свет Христов освещает всех. Отсутствие окон внизу имело своей целью сосредоточить внимание прихожан на молитве.

Собор – бесспорное творение местных мастеров – сохранил все характерные черты ярославского усложнённого храма. Тот же пятиглавый массив с тесно примкнувшими к нему приделами, галереями и колокольней. Те же огромные купола, высота которых, как и в ярославских памятниках, превышает высоту здания. Вот только шатры над боковыми приделами не по-ярославски малы, однако это не портит общей гармонической композиции собора. Храм одноэтажный, пятиглавый, квадратный с пятью алтарными полукружьями и двумя приделами по сторонам. Длина церкви 7 сажень, с алтарем и папертью 12,5 сажень, ширина 7,5 сажень, с папертями и приделами 13,5 сажень, вышина с главой и крестом 14 сажень и один аршин.
Храм за долгие годы своего существования не раз подвергался переделкам. Постепенно он «оброс» пристройками, во многом исказившим его первоначальный облик. Есть предположение, что первый одноглавый храм завершался шлемовидной главой. Начиная с 1652 года собор перестраивается, шлемовидная глава заменяется на луковидную, достраиваются еще 4 главы, колокольня и два придела: холодный Смоленский и теплый Введенский. В 1898-1899 годах проведена реставрация росписей.

В конце XIX века он пришёл в великую ветхость: своды местами лопнули. В 1890 году архиепископ Ярославский Ионафан в своем обозрении епархии пишет, что Крестовоздвиженский храм принадлежал к числу беднейших во всей епархии. «Прихожан мало, да и те по большей части блуждают в расколе». На приведение культового сооружения в надлежащий вид требовалось 40 тысяч рублей, но средств у собора не было. Староста собора В. Р. Новиков собрал большими стараниями 7 тысяч рублей, но этой суммы едва хватило на наружный ремонт крыши, глав и сводов. Архиепископ Ионафан уже намеревался закрыть собор, а притч вывести. В это критическое время на помощь пришёл московский благотворитель В. Я. Герасимов. Он осмотрел храм, нанял мастеров, выделил на ремонтные работы 30 тысяч рублей. Реставрацией иконостаса руководил известный московский мастер Гурьянов. Общее наблюдение за реставрационными работами осуществлял академик Е. А. Сабанеев. К сожалению, они не улучшили внешнего вида храма, упростили первоначальный замысел зодчих. Изменилось покрытие кровли – прежнее покрытие было позакомарным. Односкатной стала крыша над апсидами. Исчезли килевидные завершения на средних закомарах.

Прошло какое-то время, от сырости собор стал требовать снова ремонта. Староста собора Н.А. Тихомиров имел намерение осуществить устройство отопления в храме, но быстрая кончина не дала завершить начатое.

Имеются и утраты. Так, на окнах нижнего яруса утрачены красивые узорчатые каменные наличники. Их стесали, когда в начале XIX века проводили замену решёток. О великолепии узорчатых каменных наличников теперь можно судить по окну южного придела. В прошлом веке разобрали оба крыльца – с южной и западной сторон. Теперь вместо крылец невысокие порталы с простыми колоннами.
К Крестовоздвиженскому собору была приписана тюремная церковь во имя иконы Пресвятой богородицы «Всех скорбящих радостей», устроенная в 1860 году. В ведении собора также находился церковный дом для притча, две деревянные часовни в центре города и две богадельни – Хлобыстинская и Беспаловская. Богадельни существовали на средства благодетелей, чьи фамилии они носили. Здания, в которых когда-то размещались богадельни, сохранились. К храму были приписаны две часовни, которые находились в центре города, но когда и кем они были построены – неизвестно.

Когда-то внутри храма фрески пышным и ярким ковром покрывали все стены. Над ними трудились великие мастера XVII века. Первоначально начинал писать Василий Ильин, а под его руководством трудились начинающие, а впоследствии знаменитые художники – Гурий Никитин и Сергей Васильев. Росписи проводились в два приёма: галерея расписана в 50-х годах XVII века, а центральный храм в 1676 году. В галереях работами руководил Василий Ильин, он превосходно изображал животных, птиц и растения. Кисти тогда ещё молодого Гурия Никитина принадлежит композиция «Нерукотворный Спас», «Сошествие Святого Духа» и «Благовещение». На столпе в числе многих изображений святых мучеников и преподобных имеется образ князя Романа Угличского.
В 1898-1899 годах проведена реставрация росписей. Часть фресковых росписей сохранилась до наших дней, посмотреть на них приезжает большое количество людей.

В годы советской власти собор пострадал менее других церквей города. До 1929 года за него несла ответственность церковная община. С 1930 года в храме открылся антирелигиозный краеведческий музей, просуществовавший до начала Великой Отечественной войны. Затем здесь располагался склад лесоматериалов, который охранялся, а вместе с ним и собор. Какой-то период времени территорию вокруг храма занимал питомник, в котором выращивали саженцы. С 1992 года собор передан в ведение Ярославской епархии.

#АссоциацияРусскаяПровинция #ФондПрезидентскихГрантов #РомановБорисоглебск #Тутаев #КодРусскойПровинции #Проект #visityaroslavia